Экспертный комментарий к законопроекту "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно трансфертного ценообразования"
Предлагаем Вашему вниманию комментарий советника генерального директора рейтингового агентства "Кредит-Рейтинг" Алексея Капустинского журналу "Эксперт" к материалу, посвященному проекту Закона о трансфертном ценообразовании.
Тезисы законопроекта в целом коррелируют с тезисами Руководства по трансфертному ценообразованию, которое утверждено Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). И касаются того, как правильно рассчитывать рыночные цены.
Говорящая об этом 39-я статья НК вступила в силу с начала года, и теперь налоговики желают подробнее прописать ее применение. Речь о ценах, фигурирующих в сделках между связанными компаниями и в сделках на сумму более 50 млн. гривен, которые проводятся с компаниями из стран, где ставка налога на прибыль на 5 и более процентных пунктов ниже, чем в Украине.
Так что малого (да и среднего тоже) бизнеса все указанные моменты вряд ли коснутся.
Если налоговики рассчитали рыночную цену и она более чем на 20% отличается от той, что указана в сделке, то это повод для разбирательства и проверки. Для сельского хозяйства, химии и металлургии «вилка» меньше – 5% (по крайней мере, до 2018 года). Следовательно, и контроль жестче.
Важно, чтобы прозрачно рассчитывали эти цены и квалифицированно. Конечно, при Миндоходов создан специальный орган (Центр мониторинга товарных рынков), но пока все равно много вопросов, как именно будут считать, насколько квалифицированно. Насколько будет много источников информации. Крайне важно – определить список таких источников (или хотя бы формат источников). Например, это может быть издаваемый в России с 1948 года Бюллетень иностранной коммерческой информации (БИКИ).
Обратите внимание на законопроект 2737 от 5 апреля. В НК предлагают зафиксировать право платить налоги от консолидированной группы компаний, а не каждого предприятия в отдельности. Правда, в такой группе один из участников должен прямо или косвенно владеть контрольными долями в капиталах других участников. Правда, те, кто хочет такую группу создать должны перед этим (за год до создания) заплатить не менее 100 млн. гривен налога на прибыль. Общий объем выручки от реализации товара, работ и услуг за этот же год должен составить не менее 1 млрд. гривен. Но если законопроект примут, то для крупных групп нагрузка в случае введения правил трансфертного ценообразования будет гораздо меньше.
Если крупные группы «отгородятся» возможностями по консолидированному расчету с органами, на остальных «больших» участников рынка давление усилится. Поскольку нужно будет отчитываться по ряду новых форм (по крайней мере, раз в год). Плюс возможны дополнительные проверки, они могут длиться до полугода (в рамках «ценового» контроля).
К слову, содержательные замечания к законопроектувыдвинуло экспертное управление парламента. По этой же ссылке проанализировн международный опыт в обсуждаемой сфере.
Полностью материал Павла Харламова "В погоне за честной ценой" доступен здесь.