Кредитный рейтинг ЧАО СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ «ИНТЕР-ПОЛИС» подтвержден на уровне uaA Кредитные рейтинги выпусков облигаций ООО «1 БЕЗОПАСНОЕ АГЕНТСТВО НЕОБХОДИМЫХ КРЕДИТОВ» подтверждены на уровне uaВВВ Кредитный рейтинг ПАО «МТБ БАНК» подтвержден на уровне uaАА+ Кредитные рейтинги выпусков облигаций ООО «ТК «Шувар» подтверждены на уровне uaВВВ Кредитный рейтинг АО «А-БАНК» подтвержден на уровне uaАА- Рейтинги надежности банковских депозитов обновлены Кредитный рейтинг выпуска облигаций ООО «СОКОВЫЙ ЗАВОД КОДЫМСКИЙ» подтвержден на уровне uaА Кредитный рейтинг выпуска облигаций ООО «Рынок сельскохозяйственной продукции «Шувар» подтвержден на уровне uaВВВ+ Кредитный рейтинг Кропивницкой городской территориальной общины подтвержден на уровне uaА Кредитный рейтинг АКБ «ИНДУСТРИАЛБАНК» подтвержден на уровне uaАА Кредитные рейтинги выпусков облигаций ООО «УЛФ-ФИНАНС» подтверждены на уровне uaА+

Главная »  Аналитика »  Комментарии

Комментарии

26.02.2015

Если бы не…

Журнал «Фокус» в номере, приуроченном к годовщине Майдана, опубликовал материал, в котором смоделирована гипотетическая ситуация в экономике Украины спустя год после победы Майдана при условии невмешательства Путина (аннексии Крыма и вооруженного конфликта в Донбассе). Цель публикации - наглядно показать, какую роль в углублении кризиса в Украине сыграл Кремль, а какую - условный «внутренний враг» - теневая экономика, коррупционные схемы и т.п.

Предлагаем Вашему вниманию полную версию комментариев изданию заместителя Генерального директора «Кредит-Рейтинг» Ольги Шубиной.

1. Как в общих чертах можно оценить ситуацию в экономике Украины на момент бегства Януковича?

В 2013 – первых месяцах 2014 года экономика Украины работала в условиях ценовой стабильности. Деловая активность оставалась невысокой в связи с неблагоприятной конъюнктурой для основных товаров украинского экспорта (по результатам года произошло сокращение экспорта на 7,5%, импорта на 5,7%). Профицит сведенного платежного баланса составлял 2,0 млрд.дол.США. и был сформирован благодаря значительному притоку по финансовому счету, что обеспечивалось в основном привлечениями правительства.

Наблюдалось некоторые улучшения в реальном секторе экономики за счет наращивания объемов сельского хозяйства. Базовая инфляция находилась практически на нулевом уровне. Сохранение уровня реальной заработной платы населения позволяло поддерживать внутренний спрос на приемлемом уровне.

В целом в IV квартале 2013 года был зафиксирован рост ВВП после его снижения на протяжении предыдущих пяти кварталов. НБУ проводил денежно-кредитную политику, не способствующую шокам монетарного характера. Сохранялся некоторый уровень доверия населения к банковскому сектору. В течении года был рост депозитов по результатам года, прежде всего в национальной валюте. Прирост наличной валюты вне банков был в 2,4 ниже, чем в 2012 году, но уже в 4 квартале 2014 года начался отток средств, что было связано с девальвационными ожиданиями в связи с обострением политического кризиса в стране. Для обеспечения стабильности валютного рынка было предпринято ряд мер, среди которых обязательная продажа части поступлений в иностранной валюте на межбанке и уменьшения сроков расчетов за экспортно-импортными операциями. Объем международных резервов по результатам года составлял 20,4 млрд.дол.США. (сокращение за год 3,6 млрд.дол.США.). Отсутствовали структурные реформы в экономике, отсутствовала борьба с коррупцией.

2. Каким мог бы быть наиболее эффективный сценарий выхода Украины из кризиса в случае невмешательства РФ? К каким результатам привела бы реализации этого сценария к первой годовщине Майдана?

Наиболее эффективный сценарий выхода из кризиса – это проведение реформ в политике и экономике. Проведение реформ судебной системы и налоговой системы. Улучшение инвестиционного климата в стране. Выравнивание сальдо платежного баланса и уменьшение давления на курс. Освоение новых рынков сбыта для украинской продукции, минимизация зависимости от российских энергоносителей и от российских рынков сбыта.

Скорее всего, результатов к первой годовщине Майдана еще бы не было, но 2015 год мог бы стать переломным для дальнейшего развития украинского государства.

3. С какими экономическими показателями Украина смогла бы закончить 2014 год, в случае если бы в РФ воздержались от агрессии (интересует промпроизводство, ВВП, инфляция, экспорт, импорт и др.)? Каким бы тогда мог стать для Украины 2015 год?

Рост ВВП скорее всего отсутствовал или находился на нулевом уровне. Индекс промышленного производства был бы отрицательным. Инфляцию удалось бы удержать в районе 10-15% по итогам 2014 года. Скорее всего, сократился бы экспорт в страны Таможенного союза. Его бы не удалось компенсировать за счет новых рынков сбыта. В целом, сальдо платежного баланса оставалось бы отрицательным, но минус не был бы катастрофическим, возможно перекрывался за счет внешних привлечений преимущественно госсектором.
Как я уже говорила, 2015 год мог бы стать переломным для украинской экономики. Скорее всего, удалось бы добиться роста ВВП и выравнивания платежного баланса в позитивную сторону.

4. Какой инвестиционный климат мог бы сформироваться в Украине в 2014-ом, если бы на ситуацию не влияла аннексия Крыма и война на востоке? Какими могли бы быть настроения зарубежных инвесторов?

Настроение зарубежных инвесторов были бы сдержанными. Скорее всего, они заняли бы выжидательную позицию на протяжении всего 2014 года. Они хотели (и хотят) увидеть от украинской власти реальных шагов по проведению реформ. После этого, возможны некоторые улучшения инвестиционного климата.

5. На каком уровне спустя год после победы Майдана мог бы находиться курс гривны, если бы на него не влияли панические настроения из-за эскалации конфликта с РФ? Какой была бы ситуация на валютном рынке?

Ситуация на валютном рынке была бы относительно стабильной. Был бы постоянный приток валютных поступлений за счет промышленности Восточного региона, не было бы панических настроений населения. Курс мог бы быть в диапазоне 12-15 гривен / доллар.

6. Какие отрасли экономики могли бы стать «точками роста» в мирной Украине? Каких потерь удалось бы избежать тем или иным отраслям (например – банковской, тяжелой промышленности и т.п.)?

Точками роста могли бы стать – металлургия, сельское хозяйство, розничная торговля, машиностроение и пищевая промышленности
Сейчас потери несут абсолютно все сектора экономики. Наиболее пострадали – машиностроение, добывающая промышленность, банковский сектор, розничная торговля.

7. Как мог развиваться процесс интеграции Украины в ЕС без активного противодействия со стороны РФ, эскалации военного конфликта и т.п.?
Скорее всего, процесс интеграции проходил бы достаточно медленно. ЕС традиционно не спешит расширять свое членство. Тем более, Украина испытывает огромное количество проблем и на сегодня, однозначно, не готова для членства в ЕС.
В лучшем случае, в течении 2014 года была бы разработана некая дорожная карта по расширению интеграции Украины в ЕС, но реальных шагов / действий мы бы не увидели.

8. Какие специфические риски, напротив, могли бы осложнить ситуацию в Украине, если бы Донбасс и Крым продолжали участвовать в экономической и политической жизни государства?

Прежде всего, это энергетическая зависимость Украины от РФ и зависимость от рынков сбыта РФ для ряда отраслей промышленности. Действия РФ непредсказуемы и нужно было бы предпринимать шаги по минимизации такой зависимости.

9. Как можно оценить потери экономики Украины из-за действий РФ? Насколько агрессия РФ отдаляет выход украинской экономики из кризиса?

Потерю экономики можно оценить в потере ВВП. В 2014 году потеря ВВП составила около 5%, в 2015 году пока сложно оценить потери, т.к. нет никакого понимания дальнейшего развития событий на Востоке Украины. В случае эскалации конфликта, Украина может потерять еще около 7-10% ВВП, что будет иметь катастрофические последствия для дальнейшего восстановления экономики. В случае «замораживания» конфликта, есть шанс минимизировать потери ВВП в диапазоне 0-5%.

Ольга Шубина
Заместитель Генерального директора

МОНИТОР

2011 #3(41) Кредит-Рейтингу 10 лет

Архив

Поиск рейтинга

Form

расширенный поиск

развернуть

свернуть