Кредитные рейтинги города Николаев подтверждены на уровне uaBBB+ Кредитный рейтинг Каменской городской территориальной общины подтвержден на уровне uaА- Кредитный рейтинг облигаций ЧП «СуПрим Спайсез» подтвержден на уровне uaА+ Кредитный рейтинг городу Запорожье подтвержден на уровне uaАА-

Главная »  Финансовый сектор »  Рейтингование

Рейтингование

28.07.2009

Интерфакс-Запад: Рейтинг как средство минимизации инвестиционных рисков

 

Interfax.by

Офис первого национального рейтингового агентства "Кредит-Рейтинг" начал свою работу в Минске в марте. О том, какую роль могут сыграть национальные рейтинги в белорусской экономике, порталу www.interfax.by рассказал директор агентства Евгений Бурый.

- Агентство "Кредит-Рейтинг" является одним из крупнейших национальных рейтинговых агентств СНГ и абсолютным лидером украинского рынка рейтинговых услуг. Почему в качестве первой страны для экспансии вы выбрали именно Беларусь?

- Когда на самом высоком уровне перед правительством ставится задача обеспечить выход государства в тридцатку наиболее инвестиционно-привлекательных стран - это не пустые слова. Мы достаточно наблюдательны, чтобы распознавать сигналы.

Но есть и объективные причины: банковская система Беларуси нам видится устойчивее и стройнее, чем во многих других странах СНГ, корпоративный сектор также по-своему привлекателен. Последний, правда, интересен с прицелом на 2012 год, к которому, по нашим прогнозам, национальный фондовый рынок начнет играть одну из ключевых ролей в структурировании и сопровождении инвестиционных процессов.

- Не рано ли агентство вышло на белорусский рынок? Законодательной базы, которая регламентировала бы деятельность рейтинговых агентств, в Беларуси нет, интерес со стороны потенциальных заказчиков ваших услуг публично не афишируется, финансовый кризис существенно сузил инвестиционные горизонты - как для страны, так и для эмитентов, в том числе и банков...

- Думаю, вовремя. Сегодня международный рейтинг есть у 8 банков и 1 страховой компании Беларуси. Работа с международными рейтинговыми агентствами - свершившийся факт, и отката назад уже не будет: нет ничего хуже для репутации банка, чем отказ от обновления рейтинга. Полученный ими опыт и непосредственное знакомство с продуктом вселяет в нас уверенность, что эти банки понимают важность рейтингования по национальной шкале. Сравнивать международную и национальную рейтинговые шкалы можно по-разному, но мне нравится "школьная" аналогия: если по 5-балльной системе (международной шкале) ты хорошист, то по 10-балльной (национальной шкале) у тебя или 8, или 7, или 6. А шесть, как говорится, это не восемь, и банки это понимают. И их партнеры тоже.

- Вы начали свою деятельность в Беларуси с предложения банкам получить рейтинг надежности депозитов. Этот проект пользуется большой популярностью у украинских банков, но ведь в Беларуси возврат вкладов в полном объеме гарантирован государством. Какой смысл белорусским банкам получать такой рейтинг?

- Если бы лицензирование банковских услуг было добровольным, и потенциальный клиент имел выбор, обратиться в банк с лицензией или без таковой, какой банк он бы выбрал? Конечно, с лицензией. Так и с рейтингом: пока он доброволен, это реальное конкурентное преимущество и демонстрация работы на первоклассном международном уровне, когда он станет обязательным - это будет просто соответствие местным стандартам.

Пока возврат вкладов гарантирован государством, это конкурентное преимущество страны, но не банков. Или вы думаете, что с появлением декрета № 22 от 4 ноября 2008 "О гарантиях сохранности денежных средств физических лиц, размещенных на счетах и (или) в банковские вклады (депозиты)" из сознания вкладчиков выветрилось понятие надежность - главный фактор выбора любого банка? Или, может быть, вкладчик теперь ищет банк, копаясь в тексте упомянутого декрета? Ни один из вкладчиков не заинтересован тратить уйму времени и нервов для возврата вклада через Агентство по гарантированному возмещению банковских вкладов (депозитов) физических лиц, и абсолютно каждый из них хочет быть уверен, что он сделал правильный выбор. Особенно в это нестабильное время. Поэтому потенциальный вкладчик выбирает только тот банк, которому доверяет. И этому вполне обоснованному эмоциональному запросу в наилучшей степени отвечает именно рейтинг независимого рейтингового агентства.

По сути, рейтинг приходит на смену советам и рекомендациям соседей и друзей как вид наиболее компетентной и независимой оценки. Получение банком рейтинга показывает его заботу об интересах вкладчика, свидетельствует о развитии диалога между ними, и как нельзя лучше говорит о надежности банка. Для всех остальных это знак, что банк открыт и современен.

- Но основным вашим продуктом все-таки являются кредитные рейтинги по национальной шкале. Что вы предлагаете потенциальным клиентам?

- Кредитные рейтинги представляют собой оценку экспертов рейтингового агентства об относительной способности клиента (обычно организации финансового сектора или иного эмитента ценных бумаг) выполнять свои финансовые обязательства в надлежащем объеме и в надлежащие сроки, в том числе обязательства перед контрагентами, акционерами, работниками и иными заинтересованными лицами. Основная задача кредитных рейтингов - дать потенциальным кредиторам (вкладчикам) представление о вероятности своевременного исполнения соответствующих финансовых обязательств, т.е. своевременного возврата вложений.

Кредитным рейтингам свойственна высокая степень относительности, поэтому при их интерпретации очень важно учитывать специфику той или иной страны, предприятия или отрасли промышленности в целом. Эту роль с успехом выполняют кредитные рейтинги по национальной шкале. Дать оценку платежеспособности компании или банка в масштабах мировой экономики позволяет только международный рейтинг.

Для потенциального инвестора - основного потребителя кредитных рейтингов - такие рейтинги являются одним из широко используемых инструментов, позволяющим оценить риск невозврата вложенных средств в соответствии с условиями предоставления инвестиций. В наше время многие компании предпочитают не раскрывать свою финансовую информацию в процессе деловых переговоров, и в этом случае кредитный рейтинг служит надежным ориентиром кредитоспособности. Полученный рейтинговый индекс, отражающий мнение независимых экспертов, часто позволяет защитить компанию от необоснованных подозрений в неплатежеспособности, вызванных дефолтом других компаний на рынке.

- Белорусские эмитенты только-только познакомились с международными кредитными рейтингами. Зачем же им национальные рейтинги, особенно, если они поддерживают международный рейтинг?

- Как это ни странно прозвучит, лучше всего на этот вопрос всегда отвечали представители международных агентств.

Если кратко - кредитный рейтинг по национальной шкале нужен для точной и адекватной дифференциации кредитных рисков внутри страны.

Если говорить шире, то полученный международный рейтинг, в точности достигая своей цели и более чем достойно репрезентируя компанию или банк на мировых рынках, обладает своеобразным "недостатком" - он "не читаем" в контексте всей отрасли национального бизнеса. В значительной степени это обусловлено "привязкой" любого корпоративного международного рейтинга к уровню суверенного кредитного рейтинга Беларуси (первый не может быть выше второго), который в любой момент может быть понижен в связи с системными кризисными явлениями в экономике страны, вызванными в т.ч. и влиянием мирового экономического кризиса. Как часто подтверждают сами аналитики международных рейтинговых агентств, повышение международного рейтинга любого из белорусских банков больше зависит от проводимой регулятором рынка политики, нежели чем от конкретных действий его участников.

Именно национальная шкала рейтингов открывает возможности присвоения рейтингов по полному диапазону, обеспечивая, тем самым, максимально широкую дифференциацию кредитоспособности и финансовой устойчивости эмитентов. Фактически - и это признают ведущие рейтинговые агентства мира - реальное место банка, работающего в условиях конкретного национального рынка, особенно принадлежащего развивающейся стране с неинвестиционным или низким инвестиционным суверенным рейтингом по международной шкале, можно оценить только по национальной шкале. Даже полученный развивающейся страной суверенный рейтинг более не может устраивать портфельных инвесторов, рассматривающих возможность размещения средств в активах этой страны. Для принятия решения им требуется средство для дифференциации многочисленных эмитентов и долговых обязательств в конкретном государстве. Рейтингование по национальной шкале и служит для удовлетворения этой потребности.

- Кто чаще всего заказывает подобные рейтинги?

- В качестве заказчиков кредитных рейтингов чаще всего выступают эмитенты, как корпоративные, так и суверенные (внутригосударственные, государственные, межгосударственные и субнациональные образования). Как инструмент привлечения инвестиций кредитный рейтинг активно используют финансовые, банковские и страховые эмитенты. На развитых рынках чаще всего кредитные рейтинги присваиваются отдельным инструментам фондового рынка, например, выпускам облигаций.

- Опять же, возвращаемся к тому, что в Беларуси нет соответствующей законодательной базы... В Украине, например, существует институт уполномоченных рейтинговых агентств, в России - аккредитация в Минфине. Можно ли доверять рейтинговому агентству, если его деятельность не "санкционирована" регулятором?

- К действующим агентствам фактор доверия определяет репутация агентства и доверие к нему коллег по рынку. "Кредит-Рейтинг" вот уже восемь лет делает качественный продукт на уровне международных рейтинговых агентств, и имеет в активе более 1000 присвоенных рейтингов и более 600 клиентов в Украине. Эти цифры говорят сами за себя.

Агентство, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с принципами IOSCO (международной организации, объединяющей регуляторов фондовых рынков), официально признано Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку Украины наряду с Moody's, Fitch, Standard & Poor's.

Что касается законодательства, то мы уже направили в Департамент по ценным бумагам при Минфине и Национальный банк Беларуси свои предложения по развитию фондового рынка и совершенствованию инвестиционного законодательства республики.

- Что вы предлагаете?

- Как следует из мировой практики, большинство инвесторов в качестве ключевого условия для принятия положительного решения об инвестировании называют развитое и стабильное инвестиционное законодательство, развитый фондовый рынок и наличие реальных механизмов для просчета и минимизации инвестиционных рисков. Сегодня одним из наиболее востребованных инвесторами механизмов является рейтинговая оценка, присваиваемая международными и национальными рейтинговыми агентствами. В частности, рейтинговые агентства являются неотъемлемой частью инфраструктуры рынка ценных бумаг.

В своих предложениях мы исходим из того, что каждый публично размещаемый финансовый инструмент должен иметь рейтинг. Таковы реалии современных инвестпроцессов.

Осуществить подобного рода инфраструктурные перестройки в Беларуси и было предложено Департаменту по ценным бумагам.  Данный шаг был предпринят с целью представить позитивный опыт Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Украины в области совершенствования инвестиционного и финансового законодательства.

Что касается сути нашего обращения в Нацбанк, то его целью было представить рейтинговые механизмы как реальную возможность повысить уровень доверия банковской системе Республики Беларусь со стороны населения и бизнеса, а также ее надежность. После принятия декрета президента №22 Республика Беларусь получила значительные преимущества по сравнению со многими другими государствами в области привлечения средств нерезидентов. Однако культура потребления зарубежных банковских услуг клиентами из развитых стран зачастую требует наличия у банка кредитного рейтинга. Как международного (фактически, позволяющего сравнить банк с любым другим банком мира, также имеющим международный рейтинг), так и национального (позволяющего выбрать банк среди множества участников национального рынка).

 

К началу страницы

развернуть

свернуть