ДЕНЬ: Сигнал для инвесторов. Новая власть получила первый «рейтинг доверия»
Международное рейтинговое агентство Fitch повысило в пятницу долгосрочный рейтинг Украины по обязательствам в национальной и иностранной валютах до уровня «ВВ-». Толчком к принятию этого решения послужило определение даты инаугурации нового Президента Украины, что свидетельствовало об окончании периода острой политической нестабильности в стране. Ранее суверенные рейтинги Украины сдерживались на уровне «B+».
Старший директор аналитической группы агентства Fitch по суверенным рейтингам Эдвард Паркер отметил и другой положительный фактор: «объемы золотовалютных резервов и банковских депозитов физических лиц начали стабилизироваться». В условиях выхода из политического кризиса, подчеркнул Э.Паркер, основные макроэкономические показатели Украины, такие, как умеренные показатели общего государственного и государственного внешнего долга, а также перспективы серьезного роста, дают основания для повышения суверенного рейтинга. Умеренный уровень государственного долга Украины, информирует Интерфакс-Украина, является ключевым благоприятным фактором для рейтинга. Fitch оценивает государственный долг на уровне лишь 25% ВВП на конец 2004 года по сравнению с 60% в конце 1999 года, что гораздо ниже среднего уровня в 67%, характерного для стран с рейтинговой категорией «B» и 52% — с рейтинговой категорией «BB».
Улучшение суверенного рейтинга Украины не стало большой неожиданностью для украинских финансовых аналитиков. Накануне, прогнозируя такую возможность на пресс-конференции в рейтинговом агентстве «Кредит-Рейтинг», его президент Александр Гинзбург даже предугадал, что первым шагом в этом направлении сделает Fitch. А директор агентства Станислав Дубко связал ожидаемый всплеск активности иностранных инвесторов в Украине с тем, что в конце года в киевском офисе побывали представители компаний, которые ранее не строили планов выхода на украинский рынок.
Комментируя повышение Fitch рейтинга Украины, большинство банкиров называют это свидетельством роста инвестиционной привлекательности страны. Так, президент банка «НРБ-Украина» Вячеслав Юткин считает, что повышение суверенного рейтинга позволит украинским банкам на более выгодных условиях привлекать средства на международном рынке, в связи с чем крупные банки могут активизировать выход на рынок еврооблигаций. Повышение агентством Fitch долгосрочного рейтинга Украины до уровня «ВВ-», по мнению старшего экономиста Международного центра перспективных исследований Андрея Блинова, «выглядит как некоторый кредит доверия будущему правительству и будущей администрации Ющенко». Однако эксперт считает, что политические риски остаются довольно значительными, особенно учитывая возможность того, что Ющенко может не сформировать пропрезидентское большинство в парламенте. По мнению начальника финансово-экономического управления банка «БИГ Энергия» (Киев) Валерия Магировского, в ближайшее время и другие международные рейтинговые агентства пересмотрят рейтинги Украины в сторону повышения. Вместе с тем, отметил начальник управления международного бизнеса УкрСиббанка (Харьков) Евгений Чернецкий, хотя повышение рейтинга и станет позитивным фактором для украинских заимствований, эффект от этого, помимо государства и госпредприятий, ощутят единицы. Он обратил внимание на то, что уровень рейтинга еще остается очень низким и указывает на возможные политические риски.
Как известно, рейтинг заемщика не может быть выше суверенного рейтинга страны. В то же время невысокий рейтинг Украины оставляет для всех украинских заемщиков только нижнюю часть международной шкалы — неинвестиционную категорию. Поэтому для более четкой дифференциации заемщиков применяется Национальная шкала кредитных рейтингов. До 10 января 2005 года эмитент облигаций мог получить кредитный рейтинг исключительно по своей инициативе — начиная с этой даты рейтингование, по решению ГКЦБФР, стало обязательным. Естественно, руководители агентства «Кредит-Рейтинг», как и положено уполномоченному рейтинговому агентству, добросовестно отстаивали на недавней пресс-конференции решение ГКЦБФР. По мнению Дубко, введение обязательной системы кредитных рейтингов способно качественно изменить ситуацию на фондовом рынке. «Сегодня на рынке существует определенный набор профессиональных инвесторов, способных оценить риски вложений. Это прежде всего банки. Но узость рынка состоит в том, что на него не в состоянии выйти более мелкие и непрофессиональные инвесторы, не имеющие универсального инструмента оценки рисков вложений. К тому же зачастую банк не является идеальным инвестором для эмитентов облигаций. Мы должны расширять другие сегменты рынка, которые нуждаются в дополнительной информации», — так обозначил он предстоящие задачи.
В «Кредит-Рейтинге», похоже, не склонны принимать во внимание негативное отношение участников фондового рынка к административной «обязаловке», считая это мнением «очень ограниченного количества» банков (хотя совместное заявление ПФТС и Ассоциации украинских банков свидетельствует как раз об обратном). Кстати, по состоянию на 20 января кредитные рейтинги присвоены семи коммерческим банкам. Сегодня «Кредит-Рейтинг» — единственное украинское рейтинговое агентство, чьи оценки признаются Министерством финансов Украины и ГКЦБФР. Уполномоченное агентство декларирует предоставления «правдивой, открытой информации от нейтрального, незаинтересованного лица». Насколько можно ей доверять при отсутствии на рынке рейтинговых услуг настоящей конкуренции? Отвечая на этот вопрос, Гинзбург сказал, что у агентства «нет интереса в том, чтобы придумывать историю об эмитенте». «Можете ли вы представить себе сумму, которую необходимо заплатить рейтинговому агентству за то, что оно уйдет из бизнеса?» — поставил риторический вопрос заместитель председателя Совета предпринимателей при Кабинете Министров.
К сожалению, многие вопросы журналистов и представителей банковского сектора остались без ответа, поскольку они предназначались для членов ГКЦБФР, чье участие анонсировалось, но не состоялось. Почему в решении комиссии рейтингование эмитентов облигаций стало обязательным, хотя в «Концепции создания рейтинговой оценки регионов, отраслей национальной экономики и субъектов хозяйствования», утвержденной в 2004 году распоряжением правительства, это не предусматривалось? Собирается ли ГКЦБФР пересмотреть свое решение в связи с негативной реакцией эмитентов? Создается впечатление, что в госкомиссии попросту избегают открытого обсуждения этой проблемы с участниками фондового рынка.
Петр ИЖИК, «День»