Кредитный рейтинг выпуска облигаций ООО «Рынок сельскохозяйственной продукции «Шувар» подтвержден на уровне uaВВВ+ Кредитный рейтинг Кропивницкой городской территориальной общины подтвержден на уровне uaА Кредитный рейтинг АКБ «ИНДУСТРИАЛБАНК» подтвержден на уровне uaАА Кредитные рейтинги выпусков облигаций ООО «УЛФ-ФИНАНС» подтверждены на уровне uaА+ Кредитный рейтинг Ивано-Франковской городской территориальной общины подтвержден на уровне uaВВВ+ Кредитный рейтинг АО «АЛЬТБАНК» подтвержден на уровне uaАА Кредитные рейтинги выпусков облигаций ООО «Будспецсервис» подтверждены на уровне uaBBB+ Кредитный рейтинг Коломыйской городской территориальной общины приостановлен Кредитный рейтинг города Одесса подтвержден на уровне uaАА- Кредитный рейтинг ПАО «БАНК ВОСТОК» подтвержден на уровне uaААА

Главная »  События »  Пресса о рейтингах

Пресса о рейтингах

24.01.2005

БИЗНЕС: "Финансовый базар" должен уступить "финансовому супермаркету"

Олег Андронов, председатель сонета директоров Украинской межбанковской валютной биржи

Почему наши сограждане до сих пор предпочитают хранить деньги дома, а не в банках или инвестиционных и пенсионных фондах. Почему при потрясающем потенциале нашей экономики иностранные инвестиции не торопятся в Украину?

Ответ один: вкладываемые во что-то долгосрочное деньги требуют абсолютной прозрачности и полной информированности о предмете вложения.

Дать реальную оценку объекта для вло¬жения денег может либо практика (зачастую опыт бывает очень болезненным для инвестора), либо профессиональная независимая экспертиза, пользующаяся авторитетом и доверием со стороны всех участников рынка. Такая процедура независимой оценки абсолютно обязательна для мировых финансовых рынков.

С января 2005 г., согласно решению Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку №542 от 08.12.04 г. "О внедрении системы обязательного рейтингования субъектов и инструментов фондового рынка", оценка финансовой состоятельности публичных ценных бумаг и их эмитентов станет обязательной и на отечественном финансовом рынке. Впрочем, на первом этапе "оцивилизовывания" фондового рынка обязательной она станет не для всех. Поэтому прозвучавший в прошлом номере набат АУБ и ПФТС по поводу того, что решение Госкомиссии "вводит новый налог на предпринимателей", наверное, все-таки был не к месту.

В действительности, согласно решению ГКЦБФР, обязательная рейтинговая оценка присваивается только публичным выпускам ценных бумаг и их эмитентам, а также трем группам компаний, в которых у государства есть непосредственный интерес и ответственность: предприятия с государственной долей собственности, предприятия, находящиеся в списке не подлежащих приватизации, и предприятия-монополисты.
Зачем общественности и государству знать о реальном финансовом положении таких субъектов фондового рынка — объяснять не стоит. Покупая долговые обязательства — облигации тех или иных эмитентов, инвестор должен знать о способности должника выполнить свои обязательства. Государство, как ответственный хозяин своей собственности, заинтересовано в постоянном ее мониторинге, чтобы упредить размывание имущества за долги. Да и предприятия-монополисты должны быть максимально прозрачными для общественности. Ведь подрыв их экономического положения, учитывая монопольный статус на рынке, безусловно, навредит и потребителям, и почти всем участникам рынка.

Вполне очевидно, что развитие рейтингования — шаг вперед на пути активизации фондового и финансового рынков Украины. Оно повысит прозрачность и открытость отечественных финансовых учреждений, сформирует доверие к ним потенциальных инвесторов и составит реальную цену всем сделкам в этом секторе экономики. Но, как оказалось, такое решение нравится не всем.

Известен аргумент "против": процедура рейтингования платная, и многим она может оказаться не по карману. Рынок таких услуг по присвоению рейтингов в Украине развит мало, а значит, отсутствие конкуренции приведет к завышению стоимости оказания рейтинговых услуг. Однако же без определения статуса услуги и развития конкуренции быть не может.

Подспудный же аргумент "против" заключается в том, что максимальная открытость инструментов фондового рынка не выгодна тем, кто не хочет афишировать свое финансовое положение, практикует недобросовестные операции на фондовом рынке и не желает показывать реальную цену сделок.

Действительно, сегодня большинство участников отечественного фондового рынка не очень состоятельны, и для них дополнительные затраты на выпуск долговых облигаций обременительны. Но в то же время с рейтинговой оценкой, которая будет свидетельствовать о надежности эмитента, такие долговые бумаги станут интереснее на фондовом рынке и максимально эффективно выполнят задачу привлечения дешевых финансовых ресурсов для развития бизнеса. Чтобы удешевить услуги по присвоению рейтингов, необходимо создать спрос на них. И благодаря этому будут созданы условия для появления новых субъектов такого бизнеса.

В этой ситуации уместно вспомнить основополагающие законы развития экономики. Ведь, покупая дешевые товары на барахолке, мы не получаем гарантии их надежности и качества. Покупки в магазинах обходятся дороже, но если в магазины пойдут все потенциальные покупатели, магазинов станет больше, и цены на товары в них значительно снизятся.

Присвоение рейтинга ценным бумагам, которые покупаются банками, а также инвестиционными и пенсионными фондами, — это также ключ к росту доверия к ним со стороны вкладчиков. Неплохо бы ввести и обязательное рейтингование непосредственно финансовых учреждеий, даже несмотря на достаточно жесткий контроль за ними со стороны НБУ. Ведь почему гражданину не хватает смелости вложить деньги в банк — он просто не знает, кому из них можно доверять. Не говоря о потерянных вкладах Сбербанка СССР, современная история Украины уже имеет примеры банкротства банков, как небольших, так и достаточно крупных и известных. Каждый банк, безусловно, настаивает на своей успешности, чтобы привлечь средства. Но реально оценить его надежность можно только с помощью независимого рейтинга. Кстати, в Украине около десяти банков самостоятельно обратились за присвоением рейтинга, понимая, что от этого не в последнюю очередь зависит успешность развития их бизнеса.

Кто еще не заинтересован в обязательном рейтинговании субъектов и инструментов фондового рынка? Те, кто не хочет заявлять о реальной стоимости ценных бумаг, которые обращаются на фондовом рынке. Речь идет о ситуациях, когда сознательно завышается или занижается цена той или иной ценной бумаги, а значит, искажается реальная платежеспособность или стоимость их эмитента. Кстати, в США в 2000 г., после скандала с надуванием цены на те или иные ценные бумаги, вступил в силу закон Сорбоноса — Оксли, предусматривающий длительные сроки тюремного заключения за подобную деятельность.

Сегодня важно вывести фондовый рынок из тени, определить справедливую цену сделкам, которые на нем проводятся. А эта цена может быть найдена только в результате публичных торгов, где есть переход права собственности на бумаги, получившие независимую оценку экспертов об их благонадежности. Во многих странах существуют правила, согласно которым не менее определенного процента акций открытого акционерного общества должно обращаться на биржах. Тогда легко определить капитализацию компаний и, таким образом, защитить миноритарных инвесторов, которые имеют право знать реальную стоимость ценных бумаг и оценивать риски своих вложений.

Обязательное рейтингование субъектов и инструментов фондового рынка плюс необходимые законодательные изменения в этом секторе экономики приведут к новому этапу развития фондового рынка Украины. Он станет прозрачнее и понятнее, получит дополнительных инвесторов, в том числе и иностранных. Ведь не секрет, что иностранные инвесторы не торопятся вкладывать деньги в украинские корпоративные бумаги по той причине, что не могут оценить риски своих вложений. Со своей стороны государство, которому иностранцы доверяют, отказывается давать гарантии по таким кредитам. Памятуя печальный опыт невозврата кредитов 1990-х годов, за которые расплачиваются фактически все налогоплательщики Украины, оно больше не хочет брать на себя риски потенциальных кредиторов.

Разрешить дилемму — вкладывать или не вкладывать деньги в украинскую экономику поможет национальная рейтинговая шкала. Она практикуется во многих странах и является наиболее эффективным инструментом коммуникаций между инвестором и получателем денег. Национальные рейтинги также принимаются во внимание международными рейтинговыми агентствами, которые дают рекомендации своим клиентам на предмет того, куда выгодно вкладывать деньги. Ведь, выходя на международные рынки, заемщик, как правило, ограничен так называемым потолком суверена. Сейчас кредитный рейтинг Украины вполне благоприятен, и в его рамках выиграют заемщики, добросовестно получившие национальный рейтинг.

Таким образом, независимая оценка субъектов и инструментов фондового рынка профессионалами способствует их популярности на внутреннем и международном рынках капиталов. Корпорации получают возможность привлекать длинные и дешевые деньги для развития собственного бизнеса.

 Бизнес. – 2005. - № 3-4. – 24 янв. – С.54-55.

развернуть

свернуть