КРЕДИТ-РЕЙТИНГ: Первый в Украине международный кредитный рейтинг города.
Впервые в новейшей истории Украины отдельно взятый город получил свой собственный кредитный рейтинг от международных агентств. Естественно, им стал Киев. Это событие отнюдь не рядовое и, безусловно, заслуживает внимательного рассмотрения.
19 декабря 2002 года международные рейтинговые агентства Standard & Poor`s и Moody`s практически одновременно объявили о присвоении столице Украины рейтингов на уровне соответственно "В" (прогноз негативный) и "В2" (прогноз стабильный) для долгосрочных валютных займов.
Хотя эти организации являются конкурентами по отношению друг к другу, их оценка
финансовых возможностей Киева практически идентична и находится многими пунктами ниже
инвестиционного уровня - в спекулятивной категории международной шкалы рейтингов.
Удивляться здесь нечему, так как рейтинг города Киева ограничен текущим суверенным
рейтингом Украины. Это общепринятая в мире практика, исключения из которой очень
редки.
Несмотря на то, что Киев является лидером в Украине по таким показателям как
экономический рост, объем ВВП на душу населения и средняя зарплата, город не может
преодолеть страновой рейтинговый потолок.
На языке Standard & Poor`s рейтинговая оценка "В" означает "более высокую уязвимость (эмитента долговых обязательств) при наличии неблагоприятных деловых, финансовых и экономических условий, однако в настоящее время имеется возможность исполнения финансовых обязательств". Киев также унаследовал и "негативный прогноз", добавленный к рейтингу Украины в ноябре этого года. Такая оценка надежности не выглядит слишком привлекательной, поэтому и запрашивают зарубежные инвесторы дополнительную плату за риск в виде повышенной процентной ставки.
Но, с другой стороны, если считать, что суверенный рейтинг Украины - это потолок, выше которого никакой украинский эмитент не может взобраться, то присвоенный Киеву рейтинг является максимально возможным. То есть, Киев выглядит достойно и уровень его кредитоспособности не ниже общеукраинского.
Об этом говориться и в докладах международных рейтинговых агентств, которые также во многом схожи. По мнению западных аналитиков, положительными моментами для Киева являются:
1. Самые высокие в Украине темпы экономического роста;
2. Наличие бездефицитного бюджета;
3. Процесс принятия бюджета менее политически заангажирован (по сравнению с
государственным бюджетом) и, таким образом, значительно упрощен;
4. Высокий прирост иностранных инвестиций (40 % от прироста в Украине);
5. Низкий уровень безработицы - 0,6 % (по Украине в среднем - 3,6 %);
6. Высокая покупательная способность населения (средняя зарплата в городе - 557
грн., когда по Украине - 340 грн.).
Отрицательными факторами, влияющими на рейтинг, являются зависимость города от общегосударственной политической, бюджетной и финансовой нестабильности, недостаточной прозрачности процесса принятия финансовых решений, изменчивости межбюджетных отношений, а также то обстоятельство, что администрация города не контролирует основные доходные источники города.
Но зачем, собственно, Киеву понадобился этот рейтинг? Дело в том, что власти города планируют в следующем году разместить еврооблигации на сумму $ 100-150 млн. сроком обращения 3-5 лет и доходностью 10-11 % годовых. С этой целью в ноябре нынешнего года делегация Киевской госадминистрации во главе с В. Падалко отправилась в Лондон для переговоров с западными банкирами.
Ранее администрация города неоднократно озвучивала планы по выходу на внешние рынки заимствований. Получение международного кредитного рейтинга является необходимым этапом реализации такой стратегии, а планируемый на следующий год займ - первым шагом на пути к привлечению долгосрочных финансовых ресурсов широкого круга инвесторов.
Комментируя вышеупомянутые события Александр Омельченко, заявил, что: "Престижные столицы мира давно воспользовались этой возможностью, и мы надеемся, что и Киев в ближайшее время получит прекрасную возможность для дальнейшего динамичного развития социальной сферы и улучшения жизни людей".
Очевидно, что кроме благих намерений, Киевская госадминистрация, подыскивая источник внешнего финансирования, планирует укрепить свою независимость от государственного бюджета, и, таким образом, создать некий плацдарм для дальнейшего экономического развития и более эффективного лоббирования своих интересов.
Однако, выходя на внешние рынки заимствований и выпуская идентичные с Минфином бумаги, Киев становиться серьезным конкурентом государства в борьбе за кредитные ресурсы. Срок обращения и доходность облигаций Украины и Киева очень похожи, что ставит инвесторов перед выбором: какие бумаги покупать?
Существуют также определенные риски, связанные с тем, что Киев стремиться выйти сразу на внешние рынки заимствований, не имея опыта выпуска внутренних облигаций. Дело в том, что обслуживание внешнего долга не является тривиальной задачей, а ответственность здесь достаточно высока. Киев не имеет право на ошибку, так как эффективность использования и обслуживания внешних займов Киевом отразится на инвестиционных возможностях других крупных муниципальных заемщиков Украины. Напомню, что согласно Бюджетного Кодекса, города с населением, превышающим 800 тыс. жителей, могут осуществлять внешние заимствования. Таких городов в Украине, кроме Киева, еще шесть: Донецк, Днепропетровск, Харьков, Одесса, Львов и Запорожье.
Представляется, что городу следовало бы более гибко варьировать источники заимствований, обратив внимание и на внутренний рынок, тем более что кредитный рейтинг Киева по национальной шкале может быть достаточно высок в условиях украинского рынка. Город может быть привлекательным заемщиком с точки зрения внутреннего инвестора. Кроме того, внутренний облигационный займ Киева может стать значительным импульсом для активизации самого внутреннего рынка заимствований. Не говоря уже о том, что город смог бы таким образом приобрести необходимый опыт обслуживания долга и диверсификации долговых инструментов.
Хочется надеяться, что получение международного кредитного рейтинга и проведение эмиссии облигаций внешнего займа станет первым этапом многоцелевой стратегии Киева в построении цивилизованной системы управления городскими финансами. Наличие диверсифицированных инструментов по привлечению дополнительных средств, как на внутреннем, так и на внешнем рынке, позволит столице размещать свои долговые обязательства с минимальной процентной ставкой и нагрузкой для городского бюджета.
В любом случае, Киев уже сделал первый шаг на пути построения цивилизованных отношений с широким кругом инвесторов, послав рынку четкий сигнал о своих намерениях путем получения кредитного рейтинга.
Иван Бидзиля, аналитик "Кредит-Рейтинг"