ГАЛИЦКИЕ КОНТРАКТЫ: "Сизифов рейтинг"
Присвоение компанией "Кредит-рейтинг" первых кредитных рейтингов шести украинским банкам оказалось событием невостребованным и многими незамеченным.
Перефразируя известное выражение можно сказать: "Если новые услуги появляются, значит, это кому-нибудь нужно". А если клиентам презентуют новый продукт, который его создатели объявляют оригинальным и уникальным, а многие потенциальные потребители за ненадобностью (по крайней мере, на сегодняшний день) попросту не замечают? Правильно, имиджевая (она же - рекламная) акция...
В середине октября агентство "Кредит-рейтинг" присвоило кредитные рейтинги шести украинским банкам - "Авалю", Кредитпромбанку, Правэкс-банку, ПриватБанку, Укргазбанку и "Форуму". Директор компании "Кредит-Рейтинг" Станислав Дубко уверен, что кредитные рейтинги будут востребованы на финансовом рынке Украины в качестве универсального инструмента оценки кредитного риска банков.
Это связано, по его мнению, с резким повышением активности банков на рынке корпоративных облигаций. Как заявляет агентство, рейтинги присваиваются в соответствии "со специально разработанной Украинской национальной шкалой кредитных рейтингов на основе исключительно публичных источников информации".
В принципе, присвоение кредитных рейтингов банковским учреждениям в мире считается важнейшим условием работы на рынке и ничего нового в этой услуге для западных инвесторов нет. Однако, как показывает практика, международные кредитные рейтинги, используемые для оценки долговых обязательств того или иного эмитента в странах с развитой экономикой, в Украине не приживаются. Причина такой ситуации проста: сотрудничать с тем или иным банком-партнером или нет, отечественные банкиры решают сами.
При этом они принимают во внимание не столько публичные источники информации, сколько, скажем так, "разведданные" собственных управлений безопасности. Последние нередко играют решающую роль при заключении сделок, ведь несмотря на то, что финансовый рынок стал более прозрачным, понятие "разноцветных" балансов ("белых", "серых", "черных" и пр.), что называется, все еще имеет место быть. Потому и не спешат в Украину известные и авторитетные международные рейтинговые агентства вроде Standard & Poor`s или Fitch Ratings.
Финансисты прекрасно понимают, что наличие рейтинга у банка вряд ли добавит ему славы на внешнем рынке ( в настоящее время известно о присвоении международных кредитных рейтингов только трем украинским банкам - АКБ "Надра" от Moody`s, Первый Украинский Международный Банк и КБ "ПриватБанк" - у обоих от Fitch Ratings). По крайней мере до тех пор, пока существует важное для международных инвесторов требование - рейтинг эмитента не может быть выше суверенного рейтинга страны, в которой он находится. Соответственно, всем украинским банкам, несмотря на успехи или неуспехи в "родном отечестве" может быть присвоен одинаково низкий рейтинг. В общем, как ни старайся, а выше головы не прыгнешь.
Впрочем, это обьективное препятствие на пути благородного дела кредитного рейтингования, специалистов "Кредит-рейтинга" не испугало. Отныне благодаря, так называемой "Украинской национальной шкале кредитных рейтингов" можно осуществлять рейтингование без оглядки на низкий "кредитно-рейтинговый" статус Украины в целом. Ноу-хау от "Кредит-рейтинга"? Ответить на этот вопрос пока трудно из-за отсутствия четкого описания методики присвоения кредитных рейтингов, использованной компанией.
Такую секретность вполне можно было бы списать на защиту коммерческой тайны, но в случае с "Кредит-рейтингом" наблюдаем явный перегиб. Скажем, когда в России тамошними агентствами присваивались кредитные рейтинги, журналистам были представлены основные принципы применявшейся методики. А "Украинская национальная шкала кредитных рейтингов" для пишущей братии пока остается "терра инкогнита".
Как показало небольшое журналистское расследование, не намного больше о принципах работы "Кредит-рейтинга" известно финансовым экспертам и банкирам. Один из представителей Ассоциации украинских банков нам сказал буквально следующее: "То, что в описании своей так называемой национальной методики нам предоставила компания "Кредит-рейтинг", это не более чем общие, ничем не подтвержденные фразы идеального характера, во многом взятые из пресс-релизов международного рейтинга CAMEL".
Возникает и еще один вопрос. По словам руководства "Кредит-рейтинга", специалисты компании использовали публичную информацию о банках (годовые отчеты, пресс-релизы, информацию в СМИ и т. п.). Однако, при присвоении "классического" кредитного рейтинга, помимо этого, должна использоваться внутрибанковская информация, носящая конфиденциальный характер. Конечно, банкиры должны быть уверены в неразглашении предоставленных данных, а для этого агентство должно обладать высоким авторитетом и безукоризненной репутацией, которые приходят с годами... Пока же "Кредит-рейтинг" новичок на украинском рынке и вынужден довольствоваться исключительно открытыми источниками, что априори не позволяет отразить всю полноту картины.
И все же все прекрасно понимают: рано или поздно финансовым структурам придется полностью перейти на международные стандарты деятельности, а кредитное рейтингование - один из необходимых атрибутов "международности" и "европейскости". Таким образом, присвоив первые кредитные рейтинги комбанкам "Кредит-рейтинг" пытается занять перспективную нишу. К сожалению, пока те, кто, по идее, должен был отреагировать на присвоение кредитных рейтингов -украинские банкиры - практически этого не заметили. Удивительно, но, обращаясь за комментариями к финансистам, нам приходилось предварительно отсылать им по факсу информацию из пресс-релиза "Кредит-рейтинга".
Более того о столь важном событии не знали даже высокопоставленные сотрудники из "отрейтингованной" шестерки банков. По аналогии с популярным российско-украинским риэл-шоу, так и хочется воскликнуть: они не знали, что их "рейтинговали"... Вот что бывает, когда услуга опережает развитие рынка. Однако, уж слишком иронизировать по этому поводу вряд ли стоит, ведь присвоение кредитных рейтингов входит в джентльменский набор услуг, которые характеризуют развитость и перспективность финансового рынка. И не рейтинговые агентства виноваты в том, что до этого счастливого момента Украине еще достаточно далеко...
Игорь СТАЛЬНОВ, Сергей ЛИХОМАНЕНКО
"Галицкие контракты". - 2002. - N 45. - С. 16.
--------------------------------------------------------------------------------
Специалисты
Станислав ДУБКО, директор компании "Кредит-рейтинг":
- С одной стороны, опубликованные нами рейтинги являются PR-акцией агентства, рассчитанной на привлечение внимания участников финансового рынка. С другой, это попытка сделать первый шаг в формировании рейтинговой культуры, которой сегодня, явно не хватает. Ведь сегодня очень тяжело говорить о кредитных рейтингах, рассчитывая на стопроцентное понимание данной темы.
Игорь РУДЕНКО, заместитель начальника информационного центра Ассоциации украинских банков:
- Авторитет рейтингового агентства среди международных структур прежде всего зависит от того, удовлетворяет ли методика присвоения рейтинга сами объекты рейтингования. Между банками и агентством не должно возникать явных противоречий, а это возможно только в том случае, когда принципы построения шкалы будут изложены предельно ясно и будут понятны тем, кому согласно этой шкале будет присвоена оценка, то есть банкам.
Дмитрий ЧЕРНОБАЙ, заместитель председателя правления Укргазбанка:
- На мой взгляд, украинские банки подошли к пониманию потенциала использования кредитного рейтинга для более широкого доступа к глобальным рынкам капитала. Кроме того, рейтинг - это еще один способ передачи информации о собственной кредитоспособности и финансовой стабильности своим основным контрагентам. И хотя первые рейтинги агентства "Кредит-рейтинг" были присвоены, основываясь на анализе прежде всего публичной информации, это прогрессивный шаг.