ИНВЕСТГАЗЕТА: Рейтинг - показатель оценки рисков
С началом развития в Украине финансовых рынков в отечественную лексику вошло слово рейтинг. Рейтинги являются важными оценочными показателями, которые ориентируют участников финансовых рынков, и в первую очередь фондового и кредитного, о возможных рисках их потерь. Рейтинги ранжируют относительные уровни рисков долговых обязательств, акций и других финансовых инструментов, а также их эмитентов. Рейтинг выполняет важную информационную функцию. Он позволяет участникам финансовых рынков выработать долгосрочную стратегию поведения. В первую очередь это касается инвесторов. С появлением в Украине негосударственных пенсионных фондов проблема выявления возможных рисков их деятельности приобрела важное государственное значение. С такой проблемой столкнулся и банк "Аркада" в ходе реализации эксперимента, касающегося негосударственных пенсионных фондов. Потребности развития эксперимента, принятие Закона Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О проведении эксперимента в жилищном строительстве на базе холдинговой компании "Киевгорстрой" остро поставили проблему рейтинга финансовых инструментов, в которые можно без существенного риска вкладывать средства пенсионных фондов. От стабильности их работы во многом зависит финансовая безопасность государства. Не менее важным является обеспечение стабильной работы банковской системы и функционирования рынка корпоративных ценных бумаг. Рейтинг позволяет выявить вероятность невозврата денег по долговым обязательствам, а также вероятность потерь, связанных с инвестиционной деятельностью. Учитывая это, рейтинг - это платная услуга, оказываемая эмитенту ценных бумаг, кредитору, инвестору и другим участникам финансовых рынков. Различают два основных вида рейтингов. Это рейтинги финансовых инструментов, в частности ценных бумаг, и рейтинги финансовых позиций участников рынка.
Рейтинги составляются по определенной шкале. Шкала рейтингов - это шкала рисков. Как правило, рейтинги являются показателями, состоящими из комбинации определенных букв А, В, С и т.д., которые обозначают качество финансовых инструментов и финансовую позицию участников рынка. Что касается первой группы рейтингов, определяющих финансовую позицию участников рынка, то их несколько. Это рейтинги так называемого размерного типа. Они, например, могут составляться для банков по величине их собственного капитала. Вторая группа рейтингов финансовой позиции - рейтинги финансового состояния - составляются на основе анализа ряда показателей деятельности участников рынка. Среди них активы и пассивы, рентабельность, соотношение собственных и заемных средств, ликвидность активов, степень диверсификации рисков, счета прибылей и убытков и другое. Третья группа рейтингов финансовой позиции - это рейтинги активности участников рынка.
Рейтинги финансовых инструментов рассчитываются с учетом таких факторов, как риск того или иного вида деятельности, эффективность деятельности, конъюнктура рынка, доходность, платежеспособность и других.
Рейтинги присваиваются специальными рейтинговыми агентствами. В зарубежных странах сформировалась довольно разветвленная сеть рейтинговых агентств, история деятельности которых уходит в XIX столетие. Первые рейтинговые агентства возникли в США. Это такие ныне всемирно известные рейтинговые агентства как Standard & Poors, Moody`s Investor Service, Fitch Investors Service и другие. Агентство Standard & Poors было основано в 1860 году. Сегодня это агентство имеет глобальную сеть своих представительств в 18 странах мира. Оно присваивает рейтинги в 83 странах. В штате агентства занято свыше 5 тыс. сотрудников, из которых - 1,5 тыс. - аналитики. Агентство присваивает рейтинги более чем 220 тысячам финансовых инструментов и фондов во всем мире. Общая сумма долговых обязательств, которым агентство присваивает рейтинги, превышает $11 трлн. Одной из особенностей деятельности мировых рейтинговых агентств является то, что они специализируются на присвоении рейтингов странам, крупным городам и регионам, ведущим банкам и компаниям.
Вслед за США система национальных рейтинговых агентств была создана в Канаде, Европе, Азии, Австралии, Латинской Америке.
Ощущается острая потребность в создании национальной рейтинговой системы и в Украине. Учитывая особенности переходного периода нашего экономического развития, целесообразным было бы создание в Украине рейтинговых агентств не в форме коммерческих компаний, а в форме особого неправительственного государственного органа. Это повысит его статус, а также доверие к его рейтингам. Начать свою работу такое агентство могло бы с присвоения первоначальных кредитных рейтингов банкам Украины, эмитентам ценных бумаг и финансовым инструментам.