СТРАХОВОЕ ОБОЗРЕНИЕ: Страховые компании по «рейтингу» встречают
Как принять правильное решение, выбирая страховую компанию
В Украине работает около 380 страховых компаний. Выбор, как говорится, огромен. Даже несведущий в страховом деле человек отметит: выбирая страховую компанию для сотрудничества, нужно быть уверенным, что компания и надежная, и порядочная. Но как определить: какая именно надежная, а какая нет?
Хорошо, если есть компетентный знакомый, который порекомендует. Или, например, банк, в котором клиент берет кредит, сотрудничает с определенной страховой компанией.
А как быть в остальных случаях?
Определяем критерии оценки
Согласно законодательству, страховые компании о своей деятельности обязаны информировать потребителей в деловых и финансовых периодических изданиях, в которых публикуется или бухгалтерская отчетность, или отдельные ее показатели. Но "застывшие цифры" могут поведать только о том, что уже произошло.
Для клиента же важно знать насколько быстро страховая компания выполнит обязательства перед ним ЗАВТРА. К тому же каждый потребитель захочет сравнить показатели нескольких страховых компаний. А по разным показателям одна и та же страховая компания может занимать различное место в отчетах. В мировой практике принято оценивать деятельность страховых компаний в комплексе, учитывая как количественные, так и качественные показатели. И логично, что результатом оценки является присвоение рейтинга финансовой надежности компании. Основная задача рейтингов определение вероятности наступления ситуации, когда страховая компания не сможет отвечать перед клиентами по своим обязательствам (или вероятность дефолта). А также определение возможных масштабов потерь.
Рейтинги составляют специальные рейтинговые агентства. Они основываются на текущей информации, которая была получена от страховых компаний, а также на информации из других источников, которые рейтинговые агентства считают надежными. Наиболее известные международные рейтинговые агентства "Standard & Poors", "Moody's", "Fitch".
Для присвоения рейтинга каждое из ведущих рейтинговых агентств использует специальную шкалу рейтингов. Важно знать: агентства не дают рекомендации по выбору компании, а только лишь высказывают объективное мнение о финансовой надежности компаний, оставляя выбор за клиентами. Предлагаем для примера, шкалу рейтингового агентства "Moody's".
Присвоив рейтинг, агентство продолжает следить за деятельностью страховой компании, учитывает все события и процессы, которые могут повлиять на ее надежность.
ЧТО ОЦЕНИВАЮТ РЕЙТИНГОВЫЕ АГЕНТСТВА ?
Деньги , и еще раз деньги ...
Основное внимание уделяется поступлениям в компанию денежных средств, соотношению внутренних и внешних финансовых источников этих поступлений, а также финансовой способности страховой компании ответить по всем обязательствам перед клиентами и другими кредиторами самостоятельно.
Виды страховых услуг
Рейтинговыми агентствами оценивается перечень услуг страховой компании, их цена. Оценивается также рыночная доля компании по каждому виду услуг, каким образом компания предоставляет услуги потребителю. Состав клиентов и партнеров страховой компании.
Руководство и кадровый потенциал
Рейтинговое агентство изучает организационную структуру компании, оценивает опыт работы ее руководства в данной отрасли, уровень корпоративного управления компании. Цель это оценки: определить, каким образом принимаются решения в компании, каковы права акционеров, степень их влияния, и наоборот, степень самостоятельности и независимости руководителей компании.
Развитие отрасли
Учитывается также состояние страховой отрасли, развитие конкуренции в отрасли, анализируются главные игроки на этом рынке. Оценивается достигнутая рыночная позиция компании и прогнозируется ее изменения в будущем. Иными словами, изучаются все факторы, которые могут повлиять на изменение доходов компании, а в конечном итоге на объем поступления денежных средств.
Состояние экономики
Рейтинговыми агентствами внимательно изучается состояние национальной экономики, правовой базы, уровень урегулирования страховой отрасли. Это дает возможность определить степень поддержки компании со стороны государства или, наоборот, степень ее зависимости от государства.
Итак, главное достоинство мировых рейтинговых агентств их бесспорная репутация в деловом мире, объективность и независимость. Присваиваемые ими рейтинги признанный во всем мире инструмент глубокого и объективного анализа результатов работы страховых компаний. Присвоение страховой компании рейтинга инвестиционного класса
положительный сигнал для ее инвесторов или клиентов, а неинвестиционного класса предупреждающий о наличии высоких рисков. Диаграмма, приведенная ниже, наглядно это демонстрирует.
Данные о фактических потерях инвесторов в зависимости от рейтинга компаний
Рейтинги и отечественные компании
Увы, столь замечательную идею как рейтинги мировых рейтинговых агентств украинские страховщики не могут в достаточной степени использовать в своей деятельности, как иностранные страховые компании. По сравнению с зарубежными партнерами рейтинги наших страховых компаний всегда будут намного ниже, чем рейтинги иностранных компаний. Прежде всего потому, что компания не может занять позицию в рейтинге выше позиции ее страны рейтинговые агентства к рискам, которые присущи непосредственно страховой компании, прибавляют и риски, которые присущи экономике ее страны. Другими словами, рейтинг любой украинской страховой компании автоматически понижается минимум на одну позицию. Например, Украина как государство имеет рейтинг В1-В2 со "стабильным" прогнозом изменения (по данным рейтингового агентства "Moody's"). Таким образом, корпоративные рейтинги отечественных страховых компаний будут присваиваться на уровне ВЗ и ниже. Именно такой рейтинг со "стабильным" прогнозом был присвоен вышеназванным рейтинговым агентством страховой компании "УСК Гарант-АВТО". Доверие к столь именитым рейтингам не вызывает сомнения. Но, с другой стороны, учитывая объективные вышеперечисленные факторы уровень ВЗ в международном рейтинге это наилучшая позиция, которую может только занять отечественная компания в международной шкале рейтингов. Но тот факт, что отечественные компании обращаются к мировым рейтинговым агентствам яркое свидетельство их желания быть открытыми и порядочными в отношениях с клиентами, партнерами и инвесторами.
О рейтингах международных рейтинговых агентств по национальной шкале
Чтобы изменить положение украинских страховых компаний на рынке были предложены международные рейтинги по национальной шкале. При их обозначении к обычному буквенному названию рейтинга после точки добавляется префикс для обозначения страны, например, Aaa.ua . Безусловно, от международных рейтингов они отличаются как по форме, так и по содержанию. Рейтинги, полученные страховой компанией в международном рейтинговом агентстве по национальной шкале определенной страны, нельзя сравнивать со страховой компанией другой страны, так как в рейтинге не учитываются риски стран. Эти результаты можно использовать только на финансовом рынке той страны, для которой разработана национальная шкала.
Украинская национальная шкала только для Украины .
Отличие оценки страховой компании мировым рейтинговым агентством по международной шкале и по национальной шкале можно сравнить на графике.
О рейтингах национальных рейтинговых агентств
В Украине услуги по присвоению рейтингов страховым компаниям активно продвигало российское рейтинговое агентство "Эксперт-РА". До недавнего времени среди отечественных компаний было замечено только одно рейтинговое агентство "Кредит-рейтинг". А с 2005 года на рынке появилось еще одно "Украинское агентство финансового развития". Шкала рейтингов отечественных агентств и подходы к методике оценки схожи с принципами международных агентств
Отечественные агентства делают свои "первые шаги" на финансовом рынке Украины и не обладают столь высокой деловой репутацией, как международные рейтинговые агентства, но, безусловно, заинтересованы в росте доверия к своей деятельности. В 2004 году украинское рейтинговое агентство "Кредит-рейтинг" присвоило рейтинги нескольким украинских страховщикам. И, кстати, рейтинги этих страховых компаний довольно высоки. Приятно, что и в нашей стране есть компании, которые не бояться, чтобы их "сосчитали". Но это пока что единичные случаи в отрасли. Далеко не все страховщики понимают, что оказаться в рейтинге международного или отечественного рейтингового агентства реальная возможность заявить о своей благонадежности. Возможно, им стоит взять пример со страховых компаний, которые уже имеют рейтинги финансовой надежности. Вниманию потребителей! На законодательном уровне требования об обязательном получении рейтингов страховыми компаниями пока что отсутствуют. Получит страховая компания рейтинг или нет, зависит исключительно от инициативы клиентов страховых компаний или самих страховых компаний. И потому советуем вам, дорогие Клиенты, не стесняться и рекомендовать страховым компаниям, с которыми вы сотрудничаете, получить рейтинг. Вы не только защитите себя от фатальных ошибок, но и послужите развитию страхового рынка, уровню его прозрачности и открытости.
Татьяна НЕМИРОВИЧ,
начальник управления финансов и
аналитики ОАО "Украинская страховая
компания Гарант-АВТО"