Бюджетная система Украины – обзор за І полугодие 2009 года и перспективы развития в 2010 году
Сохранение негативной динамики социально-экономического развития было причиной того, что в І полугодии 2009 года помимо предусмотренного бюджетными показателями сокращения поступлений налога на прибыль наблюдалось снижение объемов и других источников наполнения консолидированного бюджета: налога на добавленную стоимость, доходов от операций с капиталом, целевых фондов. Местные бюджеты недополучили в запланированных объемах налог с доходов физических лиц, единый налог, плату за торговый патент, практически не наполняются бюджеты развития, за счет которых осуществляются капитальные вложения.
Слабая динамика наполнения доходной части бюджета стала одной из основных причин для возобновления работы по реформированию бюджетного и налогового законодательства. 23 июня 2009 года Верховной Радой Украины были утверждены изменения в Бюджетный кодекс, которые впоследствии были ветированы Президентом и в силу не вступили. Кроме того, в очередной раз был возвращен авторам проект Налогового кодекса Украины, и вероятность принятия доработанного законопроекта до начала следующего бюджетного года невелика. В результате осуществление бюджетной и налоговой политики государства в 2010 году будет проводиться без ожидаемых позитивных изменений законодательной базы, что существенно ограничивает возможности по наполнению доходной части бюджета в новом бюджетном периоде.
Несмотря на это, 15 сентября 2009 года Правительство зарегистрировало законопроект «О Государственном бюджете на 2010 год», при разработке которого были приняты во внимание измененные нормы бюджетного и налогового законодательства. Этот подход является оправданным с экономической точки зрения, но может создать существенные трудности при принятии законопроекта за основу. Ориентация на оптимистические макроэкономические показатели на 2010 год, отсутствие необходимых изменений законодательной базы, невысокие показатели наполнения доходной части в 2009 году и неподкрепленный ресурсной базой существенный рост социальных стандартов (в случае принятия в окончательной редакции закона о повышении минимальной зарплаты и прожиточного минимума) создают предпосылки к тому, что Государственный бюджет в следующем году будет достаточно напряженным.
В условиях недостатка бюджетных поступлений и роста потребности в дополнительных ресурсах для реализации антикризисных мер, долговая политика государства, как и в текущем бюджетном периоде, будет определяться необходимостью финансирования первоочередных текущих расходов бюджета. Ожидается, что прямая долговая нагрузка Государственного бюджета останется на умеренном уровне, хотя и сохранит тенденцию к росту в результате запланированного покрытия дефицита бюджета за счет выпуска облигаций внутреннего госдолга, а также роста внешнего долга в гривневом эквиваленте вследствие девальвации национальной денежной единицы. Динамика прямого муниципального долга в следующем году будет зависеть от объема средств, привлеченных в местные бюджеты с единого казначейского счета. При этом рост объемов муниципальных заимствований, в том числе путем выпуска облигаций, будет ограничиваться сохранением негативной динамики развития рынка капитала.
Бюджетная система Украины – обзор за І полугодие 2009 года и перспективы развития в 2010 году
Информация обо всех кредитных рейтингах, присвоенных агентством по Национальной рейтинговой шкале, находится в информационных системах REUTERS и BLOOMBERG.
Для получения более подробной информации:
Департамент информации и коммуникации, Марина Проценко, тел. (044)
490-25-50
MProtsenko@credit-rating.com.ua
Профильный аналитический отдел, Елена Самойлова, тел.: (044)
490-25-50
mailto:OShubina@credit-rating.com.ua